По понятиям Брехона – как жили древние ирландцы

По понятиям Брехона – как жили древние ирландцы
Одна из первых юридических школ брехонов – Замок Рэдвуд

В Интернете существует много представлений о законах Брехона и о том, насколько они были продвинутыми, хотя, по мне, только часть из них можно назвать такими. Система была основана на компенсации, в отличие от нашей современной системы тюремного заключения. То есть вместо тюрьмы или изгнания за своё преступление вы должны были просто возместить ущерб. И всё это зависело от вашего социального статуса и ранга.

Средневековая Ирландия была далека от равноправного утопического общества, каким её можно встретить на англоязычных сайтах. Общество было иерархичным и неравноправным. Законы чётко отражают это и показывают, что ранг был важен. Следовательно, преступление против человека более высокого ранга влечёт за собой большее наказание, чем такое же нападение на человека более низкого класса. Местное право никогда не было таким же, как римское, где все граждане были равны.

Кто такие брехоны?
Законы распространяли брехоны – древнеирландские странствующие судьи, которые были привилегированным сословием. В их задачу входило сохранение и трактовка законов. Появились первые брехоны ещё в 3 – 4 в. н. э., а первый свод законов датируется примерно 7 в. Именно тогда судьи начали записывать их в тома и трактаты, которые стали впоследствии основой законодательств многих стран.

Брехоны были мудрыми людьми в древней Ирландии, к ним приходили для решения споров между членами семьи. Иногда к ним обращались короли, как к советникам в спорном вопросе. Часть судей жили в определённом клане и решали только его дела. Профессия брехона в большей части передавалась по наследству. Я нашёл информацию, что нужно было отучиться около 20 лет, чтобы стать качественным судьёй. Поэтому на них возлагалась большая ответственность. Если брехон выносил неправильный или несправедливый вердикт, то должен был возместить ущерб от своего решения.

Общее представление
Многие детали древнеирландского права мы можем подчерпнуть из книги «Утраченные законы Ирландии» Кэтрин Дагган.

«Законы раскрывают культуру, в которой были разработаны современные концепции, такие как равенство, социальная мобильность, халатность, непредвзятые свидетели, справедливый и открытый судебный процесс, и права женщин.»
Но большую работу в трактовке и донесении до нас древнеирландского кодекса провели учёные О’Карри и О’Донован. Первый, проведя годы в Дублинском Тринити-колледже, Королевской ирландской академии, Британском музее, Оксфорде, переписал 8 томов древних законов, а его коллега – 9 томов. Но это только часть законов Брехона, ведь в тех же библиотеках есть ещё непереведённые тома.

В первых двух томах содержится предисловие, законы о воспитании, владении имуществом, социальных связях, заложниках. Третий том посвящён праву о гражданских правонарушениях. Большая часть законов исходит из изречений короля Кормака Мак Эйрта и воина Сенфаэлада. 4 и 5 книги трактуют законы о владении, аренде, праве на воду, разделе территории, социальных рангах, церкви, вождях, обещаниях, профессиях. По большей части в опубликованные учёными тома входят трактовки законов древних ирландцев, примечания и комментарии.

Древняя Ирландия делилась более чем на 100 королевств – тауты. Между подданными каждого таута устанавливались связи. Если был договор дружбы, то подданные обеих королевств имели одинаковые статусы. Если же тауты не дружили между собой, то человек, попадающий в другое королевство, имел «юридический» или «посторонний» статус. Это если повезло. Также был низший ранг – «не человек». Если представителю этого ранга нанесли ущерб, то законодательно это не считалось преступлением. И у такого человека, за исключением его таута, нигде не было прав.

Также в законах Брехона встречаются люди со статусом «Серая собака». Как правило, они приходили из-за границы. Никакими правами такие мужчины не обладали. Они могли жениться на девушке высшего ранга, тогда у них менялся статус, но прав у них было немного. Например, заключать договоры могли только с разрешения жены. Её же первенство было и в воспитании детей.

Ещё есть статусы, обозначающие монахов и паломников, потерпевших кораблекрушение, изгнанников. Если в отношении последних совершалось преступление, то расплата была невысокой либо полностью отсутствовала. Таким образом, мы видим, что система классов была чётко распределена, и ни о каком равенстве говорить не стоило. Но люди могли менять статусы – повышать его, если становились богаче или получали новую должность, понижать – если банкротились, совершали проступки и т. п.

Содержание закона Брехона
За свои преступления люди наказывались платой за честь – некой суммой, которую преступник выплачивает за убийство, сатиру, побои, отказ в гостеприимстве. Никаких пыток и т. п. В паре источников встречал пример наказания за то, что человек высшего ранга добавлял кашу в мёд человеку низшего ранга. Это трактовалось как предоставление неправильной еды. Видимо, какую-то субординацию в этом плане они должны были соблюдать.

От наказания не освобождался даже король провинции. Если он кого-то оскорбил, то должен откупиться за это 42 дойными коровами. Обычный мужчина платил за такое одну корову. Она равнялась одной унции серебра (чуть больше 28 грамм). Чем выше ранг, тем выше плата. С духовенства и высших сословий спрос был большим.

У каждого человека была так называемая своя цена чести. И она соответствовала его статусу. Если кто-то более статусный обвиняет вас в чём-то, то ему верят больше, потому что его цена чести весомее. Доказательства рассматривают с обеих сторон, но у человека с большей ценой чести выше шанс оказаться правым в суде.

Рассмотрим убийство. Человек убивает кого-то, суд Брехона назначает ему штраф, который выплачивают его ближайшие родственники. Наказание ложилось на нескольких людей, что заставляло преступника несколько раз подумать, прежде чем что-то сделать. За непреднамеренное убийство штраф снижался вдвое. Если преступник умирал до суда, то ответственность с его близких снималась, и ничего они не выплачивали семье убитого. Ирландцы придерживались мнения, что «преступление умирает вместе с преступником». Если же преступник и его окружение не платили штраф, то его можно было убить. Вот убийство женщины каралось сурово. За него могли отсечь руку или ногу и даже убить. А вот если убила сама женщина, то ей давали весло, лодку, миску каши и отправляли по течению реки. Вот такое равноправие.

Если вы нанесли травму человеку, то за ним 9 дней ухаживают родственники. Врач по истечении этого срока осматривает пострадавшего. Если тому лучше, но он продолжает лечиться, то вы продолжаете оплачивать этакий больничный. В дом к больному человеку не допускают дураков, сумасшедших, слабоумных. Также там нельзя играть в карты, шуметь, объявлять новости, драться. Тишина и покой во всех смыслах. Вплоть до того, что свиньям нельзя визжать, а собакам лаять. Да, у них это было прописано.

Ранние законы Брехона определяют два вида изнасилования – обычное и по пьяни. В первом случае штраф выплачивался всегда. За замужнюю обязан заплатить полную цену, за наложницу – половину штрафа. Во втором случае были исключения. Если замужняя пьяная женщина осталась одна в таверне, её по пьяни изнасиловали, то денег ей не выплачивали. Также историки пишут, что 8 типов женщин не получали компенсацию за изнасилование по пьяни. Я нашёл только два типа – проституток и прелюбодеек. За сексуальные домогательства также есть свои расценки. Поцеловал против воли – платишь штраф. Задрал юбку, опозорив женщину, тоже штраф. 10 унций (280 грамм) серебра за руки под платье, прикосновения к замужней.

Были интересны и споры, касающиеся развода. Во-первых, первого февраля муж и жена могли официально развестись. Во-вторых, право подать на развод у жены есть в том случае, если у мужа появилась любовница, он распространяет клевету о жене, не может её содержать или обманом женил её на себе. Также можно развестись, если мужчина импотент, очень толстый, бесплоден или любит мужчин. Последние два пункта могут быть основанием для того, чтобы он стал священником. Мужчина же может развестись, если жена ему изменила, делает аборт, ворует, портит репутацию мужа или не может кормить ребёнка молоком. Вот такие абсолютно разные и иногда странные поводы для развода.

Женщинам в Ирландии того времени жилось чуть лучше, чем в других частях Европы. Да, у дам были права на развод, они могли получить деньги за насилие, иногда владели недвижимостью. Но в целом женщины считались частично дееспособными и не могли заключать никаких сделок без разрешения опекуна – отца, мужа, сына. Хотя были редкие исключения, когда женщины владели землями, даже были королевами.

В древней Ирландии было принято отдавать детей в другие семьи на воспитание. И приёмные родители часто становились ближе родных. Приёмная семья занималась образованием. Родители платили за своих детей – больше за девочек, которых тяжелее воспитывать, и пользы в будущем от них меньше. Детей низших рангов обучали готовить, колоть дрова, ухаживать за животными. Более статусных детей обучали стрельбе из лука, езде на лошадях, плавать.

Давайте рассмотрим несколько интересных, на мой взгляд, законов:

• Если преступник ударил кого-то, и у потерпевшего образовалась шишка без крови, то штраф равнялся двум коровам.
• Рабы = процветание господ. Освобождение рабов рассматривалось как аморальный и антиобщественный акт, который может повлечь за собой сверхъестественное возмездие.
• Жених платит отцу невесты выкуп в виде земли, коров, лошадей или денег. Каждый супруг обладает правами только на ту вещь, которую он принёс в дом.
• Мужчина, который не кормит беременную женщину, платит штраф.
• Если муж из-за апатии не занимается сексом с женой, то должен заплатить штраф.
• Если женщина пригласила мужчину к себе домой ради интима, но при этом начала кричать, что она вдруг против, то он может её изнасиловать безнаказанно. Если же договорённости не было, то мужчина считается преступником.
• Дети обеспечивают стариков ежедневно банкой молока и овсяной лепёшкой. Каждую субботу они обязаны им мыть голову, а каждые три недели купать.
• Если из-за действий врача пациенту стало хуже, то он возвращает деньги и возмещает ущерб.
• Мирянину разрешается на ужин выпивать шесть пинт (3 литра) эля, монаху только три пинты, чтобы он мог прочитать молитву.
• Хозяин обязан накормить любого гостя.
• Если вы заложили ювелирное украшение кредитору, то он обязан вам временно его выдать на торжественное мероприятие. Если вы выйдете в свет без украшения по вине кредитора, то это считается унижением, и он выплачивает штраф.
• Арфисты считались музыкантами благородного происхождения. А вот у трубачей, литавристов, флейтистов, жонглёров, фокусников, наездников нет своего статуса.

В итоге свод законов Брехона продержался примерно до 17 века, пока англичане полностью не искоренили его. Им не нравилось, что у простых людей были такие обширные права. Корона пыталась уничтожить документы, какие-то упоминания законов. Но всё же до нашего времени дошло достаточно материалов, по которым мы можем частично воспроизвести быт древних ирландцев.