Рыцарские доспехи из Музея армии в Париже


Вот он какой – Дворец Инвалидов. Вид со стороны входа в музей

«С того дня половина молодых людей
у меня занималась работою,
а другая половина их держала копья,
щиты и луки и латы».

Книга Неемии, 4:16
Военные музеи мира. Сегодня у нас очередной вояж по музеям. Естественно, по тем из них, где выставлено рыцарское вооружение. Но если в прошлый раз мы посетили Филадельфийский музей искусств, то сегодня мы отправимся во Францию, в самый ее главный и богатый военный музей, который так и называется – Военный музей или музей армии, который находится в здании парижского Дворца Инвалидов.

Построен он был по приказу короля Людовика XIV для призрения инвалидов войны, причем они там жили, ели, спали… работали и даже получали от государства винную порцию, что во Франции, разумеется, воспринималось как должное. Кстати, проштрафившихся инвалидов ее лишали, и это воспринималось ими как исключительно суровое наказание!


А вот здесь покоится прах Наполеона. Это Дом Инвалидов с обратной стороны
Добраться до этого музея несложно. Он отмечен на всех туристических картах города, ну и к тому же в Париже есть метро. Ближайшие станции метро: Invalides, La Tour-Maubourg и Varenne. Туристам обычно советуют купить единый туристический билет, чтобы можно было ездить по нему целый день. Однако почему-то эти билеты часто размагничиваются. После чего вам приходится объяснять в кассах, что вот, вы его купили, но эта «штука» почему-то не работает. Так что проще покупать разовые билеты – «как все».


Двор и вход в музей
Но вот мы оказались в музее и… Что нас здесь может порадовать?

А вот что: третья в мире (после музеев Вены и Мадрида) коллекция старинных доспехов и оружия. Проходим огромный двор и… оказываемся в экспозиции первого этажа. И там вы увидите огромные длинные залы величественного вида, в центре которых стоят стеклянные витрины очень старого образца, в которых выставлены доспехи (2 500 образцов доспехов и различных предметов оружия!) и облаченные в них всадники. Кони «шкуркой» не покрыты, как у нас в Эрмитаже, а раскрашены, но зато и проплешин у них тоже нет.

Экскурсия наша начнется с небольшой комнаты, где выставлены доспехи и оружие бронзового и раннего железного веков. Экспонатов в зале немного, но посмотреть здесь есть на что.


Оружие бронзового века: цельнолитые наконечники копий и кинжалы с широкими лезвиями
На что тут надо обратить внимание? У всех кинжалов там, где клинок соединяется с рукоятью, заметны выпуклые шишечки заклепок. Непонятно, зачем они нужны, если клинок был отлит вместе с рукояткой?

А низачем, поскольку это всего лишь свидетельство инерции человеческого мышления. Ведь раньше металлическим был лишь сам клинок, а рукоятка – к нему приделывалась деревянная. То есть клинок вставлялся в прорезь на рукояти и прикреплялся к ней заклепками с выпуклыми головками. Потом металла стало больше. Рукоятки начали отливать заодно с клинком, но заклепки продолжали все равно делать! Причем форма бронзовых мечей и кинжалов не менялась тысячелетиями!


Типичная кираса эпохи бронзы. Украшена она чеканными выпуклостями. Функционала ни малейшего в них нет, но зато много эстетики!

Бронзовые шлемы, поножи (кнемиды), мечи и конские удила. Глядя на эту экспозицию, поневоле задумываешься, а сколько их в запасниках музея? До запасников Афинского археологического музея им, скорее всего, далеко, но с другой стороны – в одном музее их с десяток, в Афинах – больше сотни, это уж точно, а всего – это же многие тонны бронзы одних только шлемов! Вот какое наследие оставил нам бронзовый век!

Реплика древнегреческого шлема. Вот так они выглядели, выходя из мастерской древнегреческих оружейников
Кстати, а почему в музеях так много бронзовых изделий? Да потому, что они входили в погребальный инвентарь! Но когда в Европе распространилось христианство, людей стали погребать в саванах. Вот почему железных изделий раннего Средневековья в музеях повсеместно очень мало, и выглядят они совсем не впечатляюще. Но вот зато от классического Средневековья осталось всего достаточно много.


Вот, например, снаряжение арбалетчика времен Столетней войны. Самое интересное на нем – это бригандина, которых до нашего времени сохранилось очень мало, поскольку портится же быстрее железа. А еще ее ест моль!

Доспех латника Столетней войны. Голову защищает бундхугель («собачья морда»), ноги и руки – латы, но торс по-прежнему защищает кольчуга – панцирный жилет

Большим недостатком музея являются пояснительные таблички. Надпись на английском очень короткая, а вот подробное описание экспоната только на французском. Подобный подход уже давно устарел. Но поменять таблички, видимо, у музея просто нет денег

Впечатляющая фигура французского жандарма. Но почему-то стоит в углу, и рассматривать ее неудобно. А сзади сфотографировать и вообще нельзя
Хотя можно сфотографировать справа. Но, опять-таки, фон для столь интересного экспоната просто… ужасный. И почему-то никто не додумался до того, чтобы поставить ее на постамент в центре зала (как в Вене!), чтобы посетители музея могли бы рассматривать ее со всех сторон.


Чтобы сделать эту фотографию автору пришлось буквально вжиматься в стену…

А это доспехи турецкого сипахи. И всадника, и его коня. Хорошо заметно, что защищен броней он был ничуть не хуже французского жандарма. Но фотографировать его можно, увы, только сбоку

Отметим, что и зерцальные доспехи турецких сипахи повесили почему-то слишком высоко, а ведь хотелось бы рассмотреть их поближе

Максимилиановских доспехов в музее много, и этот один их них. И все они обозначают своего рода «водораздел» или же начало очередного «переходного периода» в истории доспехов. Старые остроносые башмаки исчезают, их заменяет «медвежья лапа». В моду входят латные рукавицы, по форме похожие на варежки. А около 1500 года как раз и появляются «максимилиановские доспехи» с бороздками по всей поверхности и одновременно гладкими поножами ниже колен! Видимо, там бороздки были уже не нужны

Чеканный конский нагрудник

Турнирные (слева) и боевые доспехи (справа) середины – конца XVI века

Турнирные доспехи XVI века узнать очень легко по массивным деталям брони, защищавшим рыцаря слева. Это манифер (латная рукавица), пасгарда и грандарда на левую руку и торс
Еще раз отметим, что все эти детали строго индивидуальны, но теперь их делали чуть ли не поточным методом. А все потому, что на сами доспехи участников гештеха или реннена уже никто особо не смотрел! Смотрели на их нашлемные украшения, на пышные страусовые перья, цветастые конские попоны и на плиссированные юбочки из парчи либо шелка самих бойцов. За всем этим металла было практически не видно.

Зато турнирные доспехи, для поединков, так сказать, в «голом виде» оформлялись очень пышно. Тут и травление, и гравировка, и чернение, и позолота!


Доспехи для штехцойга отличались шлемом «жабья голова» и тарчем особой конструкции, который на грудь привязывали пенковой веревкой! Внизу вамплейты – копейные диски для защиты правой руки. Справа – манифер, «панцирная» рука. Суть состязания в таких доспехах в данном случае заключалась в том, чтобы его участники попали своими копьями в щит-мишень на груди и переломили свои копья!

Этот доспех для «механического» реннена красивее того, что мы видели ранее… Внизу справа видна нагрудная пластина с механизмом для «выбивания» тарча
К середине XVI века большую популярность в Европе приобрел так называемый «итальянский реннен» или «реннен с барьером». Копья для него были легкими, из древесины тополя, и потому они легко ломались.

Однако именно во время такого состязания 30 июня 1559 года и был ранен король Франции Генрих II. К этому времени он уже победил трех противников, но захотел сразиться еще и с Габриэлем де Монтгомери, сеньором де Лорж. И вот тут уже после самого столкновения осколок копья Монтгомери угодил в смотровую щель шлема короля и вонзился ему глубоко под правую бровь. Щепку вытащили, однако началось заражение, от которого Генрих скончался уже 10 июля.

С другой стороны, немецкие турниры были значительно более опасны. Например, «свободный реннен», в котором использовался «тарч с решеткой». У копья в данном случае наконечник был острым. Из-за решетки он уже не мог соскользнуть с тарча, так что всадник от сильного удара гарантированно вылетал из седла.


Доспех для «свободного реннена» (с «тарчем с решеткой»)
Поэтому, чтобы при падении выбитый из седла рыцарь не повредил себе почки, задней луки оно не имело. И грохнуться с лошади оземь ему уже ничего не мешало. Но каково было падать на землю (хотя бы даже на песок!) в доспехах, весящих до 50 кг?


Турнирные копья. Вес такого копья мог составлять 12–15 кг! Третье слева – ну просто самое настоящее бревно!

Перед нами доспехи с кирасами из отдельные склепанных полос, характерные для конца XVI века
А вообще-то, различать доспехи очень легко: есть у доспеха «юбка» из обручей, из-за чего она похожа на туристический складной стаканчик – значит доспех XV века. Набедренники с вырезом для «мужского достоинства»? Уже XVI век, и не просто XVI, а непременно после 1550 года!


Детские доспехи всадника XVII века и справа от них тяжелая всадническая валлонская шпага

И это тоже детские доспехи…

Их в этом музее ну просто очень много. Впрочем, разве мало детей «мужеска пола» было у тогдашних королей, герцогов, маркизов и графов?

Кираса из полос – это уже ближе к концу XVII века

Запасник с доспехами… Ох, как автору хотелось в него попасть и поснимать их там без стекла. Объяснил сотрудникам, кто, что и откуда, но… решить «да или нет» мог только директор музея, а к нему обращаться следовало заранее

Зал эпохи Наполеоновских войн. Много раз встречалась мне в Интернете фотография вот этой самой кирасы французского кирасира, пробитой пушечным ядром. Но больше всего мне хотелось увидеть, а что там у него было сзади!

Очень хотелось увидеть, как выглядит у него спина, и… вот увидел! Вид на кирасу сзади. А теперь представим, что там делалось с человеком из мяса и костей…

Луки и арбалеты. Причем луки – металлические! А еще внизу видны костяные накладки на руку, защищавшие от ударов тетивы

Фитильные мушкеты, среди которых явная диковинка: фитильное ружье с запальными отверстиями на целых восемь зарядов

Зуав XIX в. «В путь, в путь, кончен день забав. В поход пора. Целься в грудь, маленький зуав, кричи ура!»
И – да, ходить по этому музею можно было бы еще очень долго. Но я не пошел. Ноги устали. Так что на этом наша экскурсия по рыцарским залам Парижского музея армии закончена.

P. S.
Для оформления материала использованы фотографии автора.


P. S. S.
А вот эта фотографии говорит о том, что автор предлагает любителям рыцарской темы приобрести у него белые футболки высокого качества, с изображенными на них рыцарскими доспехами и оружием, которые будут напечатаны на них на основе его фотографий (разумеется, без бликов от стекла), сделанных в разных музеях Европы.

Многие оформлены в живописной манере, как на фото. Есть каталог фотографий. Можно выбрать фотографию, можно – ее живописный вариант на ее основе.

Вам достаточно написать автору в личку, что, мол, хочу, чтобы вам его прислали по электронной почте, а от вас потребуется лишь указать выбранный вами номер, свои размеры и выбрать понравившееся изображение. Доставка почтой. Вот так к лету у вас появится модный и совершенно оригинальный прикид. Дышится в нем легко, и вид красивый! Источник