Амазонки – воительницы Скифии

Амазонки – воительницы Скифии
Фрагмент раннесарматского медальона из Филипповского кургана

Мы поговорим об амазонках, которые, скорее всего, были предками сарматов – племён, раскинувшихся в V–IV вв. по территориям нынешней Украины, юга России, кавказских республик, Казахстана и Китая.

VII в. до н. э.
Вы оказываетесь на земле к востоку от Древней Греции. Справа от вас раскинулось Чёрное море, слева – горный хребет. Вы едете по мелководным болотам вдоль побережья, и лишь изредка цапля, дикая лошадь или ястреб пересекают ваш путь. Как вдруг на вас нападает отряд свирепых воинов на лошадях.

Согласно греческому учёному Геродоту, именно это произошло с племенем скифов – конных лучников, живших на берегу Чёрного моря примерно в VII в. до н. э. Они однажды обнаружили, что их лошадей захватили. Только после того, как юноши вступили в бой и убили некоторых из врагов, они поняли, что их противниками были женщины. Женщины-воины, которых называют амазонками, и у которых «не было ничего, кроме оружия и лошадей». Ведь вся их жизнь посвящена охоте и набегам. Молодые скифы быстро решили сменить тактику. Они не убивали своих противников, прекратили все дальнейшие атаки. Вместо этого, как утверждал Геродот, они предложили себя для секса.

Амазонкам эта идея очень понравилась, и вскоре два лагеря объединились в один. Мужчины обнаружили, что язык женщин невозможно выучить, но амазонки освоили язык мужчин. Как только они смогли общаться, скифы сказали амазонкам, что хотели бы сейчас вернуться домой. Те им ответили:

«Мы никогда не смогли бы поселиться с вашими женщинами. У нас нет с ними общих обычаев. Мы стреляем из лука, метаем дротики, ездим верхом. Но чем занимаются ваши женщины? Ничего из того, что мы только что перечислили. Они всегда выполняют только женскую работу! Они просто прячутся в своих повозках. Как видите, нам было бы совершенно невозможно ужиться. Но, если вы действительно хотите, чтобы мы были вашими жёнами, и при этом вели себя с полной честью, идите к своим родителям и возьмите причитающуюся вам долю своего имущества. Тогда, по возвращению, мы сможем вместе обустроить свой собственный дом.»
Молодые люди согласились и вскоре поселились на новом месте. Потомков этого союза назвали савроматами. Геродот говорит нам, что

«с того времени и по сей день савроматские женщины придерживались своего первобытного образа жизни: они выходят на охоту, независимо от того, сопровождают их мужья или нет, они идут на войну и одеваются точно так же, как мужчины.»
То, что Геродот рассказывает нам, довольно удивительно. Как мы знаем, во времена, когда женщинам Древней Греции даже не разрешалось самостоятельно выходить из дома, женщины савроматов были равны мужчинам в верховой езде, охоте, сражениях от заката до рассвета. Кем были эти люди, и есть ли доля правды в рассказе Геродота?

Амазонки – воительницы Скифии
Золотое кольцо с изображением охоты на оленя, 450-400 гг. до н. э. Музей изящных искусств в Бостоне
Савроматы были частью скифов, греческого термина, обозначающего множество культурно схожих, но отличающихся друг от друга кочевых и полукочевых сообществ, которые веками жили, ездили верхом и сражались в непосредственной близости от древнегреческих поселений на востоке Эгейского моря. Они жили на территории, простиравшейся от Гималаев и Алтайских гор до Чёрного моря на территории нынешних Грузии и Турции. О них рассказывали Платон и Геродот, последний уверяет нас, что у некоторых племён женщины стали обладать властью не меньшей, чем мужчины.

Совсем недавно историк Эдриенн Майор заново открыла для нас этих независимых женщин-воительниц. Она проследила археологические и литературные следы мифических амазонок и идентифицировала их как исторических двойников женщин–конных лучниц Скифии и Савроматии, описав свои находки в книге «Амазонки: жизни и легенды женщин-воительниц Древнего мира». Свирепые, независимые женщины-воительницы долгое время считались всего лишь плодом воображения древних греков. Свидетельства, собранные Майором по кусочкам, говорят о другом: эти женщины были реальными.

Выводы автора свидетельствуют о том, что женщины в скифских обществах вели гораздо более свободный образ жизни, чем их греческие современницы. Девочки могли вырасти и стать кем угодно: охотницей, художницей, бардом, садовницей, могучей воительницей, героиней, путешественницей. По крайней мере, об этом свидетельствуют имена этих женщин. Майор собрала обширный список женских имён амазонок, большинство из которых нанесены на греческие вазы. Например: Алкайя – могучая; Хеуке – героиня; Эвриала – дальние странствия; Хаса – та, кто возглавляет совет.

Надежды, которые родители в этих обществах возлагали на своих дочерей, очевидны: они хотели, чтобы они много путешествовали, были политическими лидерами, хозяйками своей судьбы. Пассивность, скромность, красота? Думаю, ни одна из этих черт не была важной или ценимой в женщинах в скифских степях. Они не оставили нам письменных свидетельств. Но их вещи и то, что мы знаем о них из других культур с письменными источниками, позволяет нам составить представление, как могла выглядеть жизнь женщины-воина в Скифии.

Согласно Эдриенн Майор, савроматские женщины и мужчины действительно образовывали пары по двое. Но они в основном следовали свободным отношениям.

«Признаком того, что секс продолжается, был колчан, подвешенный возле женской повозки. Сигналом о том, что у женщины гость, было его копье, воткнутое в землю возле её жилища.»
Амазонки наслаждались сексуальной свободой, которая была бы немыслима для греческих женщин.

VI в. до н. э.
Переносимся в 600 г. до н. э., место действия – Скифия. Представьте ещё раз, что вы оказались на востоке Древней Греции, как и 100 лет назад. Понимаю, подавляющие большинство читателей тут мужчины. Но всё же статья про древних женщин, и нагляднее будет, если вы себя представите женщиной, которая не спит с рассвета, охотясь верхом на дичь для себя, своей семьи и друзей. Вас зовут Хеуке, отец и мать были уверены, что вы станете одной из героинь племени.

После нескольких часов верховой езды вы бы наверняка почувствовали лёгкое раздражение между ног. Ваши предки уже придумали брюки с подкладкой, поэтому ощущения терпимы. Как рассказывает нам писательница Майор, древние греки приписывали изобретение брюк женщинам-варварам на востоке. Кажется правдой, ведь большую часть жизни проводили они верхом на лошади. Многие амазонки, изображённые в греческом искусстве, носят узорчатые брюки, туники и высокие шапки.

Вы уже едете верхом на гнедой лошади в тёплых брюках и шерстяной тунике с длинными рукавами, украшенной яркими зелёными и красными зигзагообразными узорами. Также вы в высокой шапочке, защищающей от дождя. Ваша одежда прикрывает татуировки на ваших руках и ногах в виде всех диких животных, на которых вы охотились и или ещё хотите охотиться. Например, олени, кабаны и мифические грифоны, охраняющие золотые горы где-то на востоке.

Олень на вашем правом плече, ряд точек на левом запястье – вам нравятся татуировки. Возможно, вы слышали о греках, живущих на западе, которые делают татуировки только рабам и преступникам. Какая пустая трата искусства! Кроме того, греки вообще не носят брюк, по крайней мере, так вам говорили. Какой совершенно непрактичный образ жизни. В тунике же неудобно быстро передвигаться, охотиться, воевать!

Поскольку вы охотились уже несколько часов, а с вашей лошади свисало несколько птиц, вы окликаете своих товарищей, когда замечаете группу высоких деревьев, возможно, сосен. Вместе с другими охотницами, среди них ваши друзья и семья, ваш партнёр, – вы подъезжаете к деревьям и слезаете с лошадей, чтобы немного отдохнуть. Сняв великолепный кожаный с золотом колчан, вы могли бы сесть спиной к стволу сосны, дать отдых затёкшим ногам, глядя на себя в зеркало, которое всегда носите с собой. Женщины и мужчины следили за своей красотой – как свисает коса, как ухожена борода. Их всех тогда хоронили вместе с их зеркалами.

Амазонки – воительницы Скифии
Скифы с лошадьми под деревом. Часть пояса. Сибирь, IV-III вв. до н. э. Эрмитаж
После перерыва вы возвращаетесь к охоте. Если она вам не по душе, вы с таким же успехом можете провести день за сбором ягод и орехов. Или выращивать овощи и фрукты на небольших полях вместе с другими женщинами, у каждой из которых своё поле. Но урожай общий.

Вы возвращаетесь в поселение. В центре горит костёр, и воздух наполнен ароматом жареной птицы, приправленной шалфеем. Охотники, земледельцы собирают найденную пищу. Во время ужина, который может состоять из мяса, свежих ягод, козьего сыра, мёда и орехов, вы пьёте перебродившее кобылье молоко. По мере того, как вы продолжаете пить молоко со своими друзьями, вы становитесь всё более пьяными. Кобылье молоко, возможно, использовалось у скифов так же, как разбавленное вино в Древней Греции.

Над вами загораются звёзды. Поблизости могут ухать совы, в то время как бард достаёт свой инструмент, похожий на лиру, и начинает рассказывать старый миф о героях, которые обманули смерть в облике великана. Ваши дочери сидят у костра, очарованные бардом, песней и историей. Завтра вы снова отправитесь на охоту или в поля. Будете выделывать кожу или изготавливать луки и стрелы, придумывать истории, обрабатывать золото и драгоценные камни, торговаться с купцами из Вавилона или Египта.